Официальный сайт МБОО ДО "Станция юных туристов"
Меню сайта
Полезные ссылки
---------------------------------- ---------------------------------- ---------------------------------- ---------------------------------- ---------------------------------- ---------------------------------- ---------------------------------- ---------------------------------- ---------------------------------- ----------------------------------
Статистика

Онлайн 1
Гостей 1
Пользователей 0
   Информационная продукция, представленная на сайте классифицирована производителем в соответствии с частью 3 статьи 6 федерального Закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" как информационная продукция для детей, достигших возраста 6 лет.
   
 Человек Путешествующий был всегда. Сначала «путешествия» были вызваны необходимостью добывания пищи, да и сейчас мы «путешествуем» за грибами, за ягодами, за рыбой и зверем. Затем в путешествиях стал преобладать научный характер - добывание знаний, открытие новых земель, всестороннее изучение Земли. Путешествия стали более длительными и сложными, доступными узкому кругу профессионалов. Со временем интересы Человека Путешествующего расширялись. Появился интерес культурный, не преследующий научных целей, не ведущий к открытиям для общества, но приносящий открытия для самого себя. Человеку стало интересно не только то, что там, вдали, он обратил взгляд не только на природу вокруг себя, но и внутрь себя. Способствовали этому и знаменитые экспедиции ученых, слава о которых стала широко распространяться, и книги о путешествиях и путешественниках. Жизнь и приключения Робинзона Крузо или героев Жюля Верна стали волновать все большее количество людей. К любопытству объективному добавился интерес субъективный - узнать, понять, проверить, усовершенствовать себя, не только людей посмотреть, но и себя показать. И человек отправился в поход не только для того, чтобы увидеть мир, но чтобы понять и испытать самого себя.
  С освоением новых, ранее недоступных территорий, с совершенствованием снаряжения в туризм стали проникать элементы спортивности, в понятие «путешествие» стали входить элементы самодеятельности и спорта. Люди обратили взор не только на объекты вне себя, но и внутрь себя - я и природа, я и маршрут. Появились и крайности: экстремальный туризм, походы на выживание.
В литературе существительному «туризм» сопутствует множество прилагательных: «дальний», «местный», «зарубежный», «пешеходный», «горный», «водный», «конный», «охотничий», «спелеологический», «плановый», «самодеятельный», «детский», «спортивный», «коммерче-ский», «социальный», «познавательный», «экскурсионный» и т.д. В периодике промелькнуло даже выражение «вещевой туризм». А в школе, наверное, туризм может именоваться еще и «педагогическим».
   Уже само обилие определений говорит о сложности понятия «туризм», о его многообразии. Но все эти многочисленные прилагательные к понятию «туризм» характеризуют лишь частности, все они являются признаками переменными, а не раз и навсегда свойственными туризму. Все они характеризуют разные стороны конкретных форм туристских мероприятий: главную цель, продолжительность, способ передвижения, способ организации, сезон, контингент участников и т.д.
    А каков коренной, неизменный его признак? Такой признак, без которого само понятие «туризм» исчезает?
Суть же туризма состоит в перемещениях человека (группы людей) в пространстве из места постоянного проживания в другие места. Без перемещений нет туризма. А сами эти перемещения характеризуются, по крайней мере, тремя обязательными элементами-признаками. Перемещение (его маршрут, способ, сроки и цели) происходит добровольно, без принуждения, по самостоятельно принятому человеком решению, согласованному с компаньонами. Исключением является плановый туризм, при котором человек не полностью самостоятелен в определении основных параметров перемещения.
   Перемещение происходит в свободное от служебных обязанностей и учебы время. Исключение сделаем для работников сферы туризма, а также для учителей, преподавателей - руководителей детских туристских и экскурсионных групп.
Перемещение всегда является временным, длится определенный срок, по истечении которого человек возвращается к месту постоянного проживания.
   «Охота к перемене мест» охватывает значительные массы жителей Земли. По данным Всемирной туристской организации в 1950 году на планете было зарегистрировано 25 миллионов туристов, а в 1990 -уже 360 миллионов.
    Современный туризм по организации деятельности делится на два направления: плановый (коммерческий) и самодеятельный (спортивно-оздоровительный). Традиционные определения «плановый» и «самодеятельный» родились еще в советский период, и мы в этой книге будем оперировать ими, хотя в последние годы в связи с произошедшими изменениями чаще используют более точные понятия «туристский бизнес, коммерческий туризм» и «спортивно-оздоровительный туризм».
   Плановый туризм предполагает организацию отдыха по туристским путевкам, а также использование транспортных средств для коллективных поездок в экскурсионных и оздоровительных целях. Плановые путешествия, экскурсии, походы организуются туристскими фирмами и туристско-экскурсионными учреждениями при полном или частичном обслуживании туристов на маршруте.
Самодеятельный туризм включает в себя различные формы, но отличительной чертой всех его мероприятий является то, что они организуются самими участниками.
  Школьный туризм занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. Здесь действуют две стороны участвующая (дети) и организующая, содействующая (администрация, педагогический коллектив). У этих двух сторон подходы к туризму различны, но не противоречат друг другу. Для детей туризм увлекательное занятие, наполненное романтикой, способ активно¬го отдыха. Для организующей стороны, учителей, это средство лучше узнать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие, т.е. средство решения педагогических задач. Своих целей учитель достигает быстрее и легче через удовлетворение потребностей детей, интереса к путешествиям.
   У туризма есть две стороны - «потребление» и «производство». Види¬мым содержанием туризма является все то, что он дает или может дать человеку, тот ожидаемый результат, ради которого человек ступает на туристскую тропу. Эту «потребительскую корзину» туризма составляют:
радостные переживания (эмоциональность);
интересная, полезная информация, воспринимаемая человеком непосредственно, а не через устную или письменную речь (познавательность);
физическое развитие, укрепление здоровья, в том числе и пси¬
хического;
яркие впечатления (восприятия);
  • разного рода полезные умения и навыки.
   Педагогика, школа, учреждения дополнительного образования должны подходить к потребительским свойствам туризма диалектически - брать в свой арсенал весь их комплекс и делать дело с учетом постепенного развития, углубления интересов детей, не навязывая им свое понимание потребительских свойств туризма.
   «Производство» туризма - это вся та многообразная работа, которую должен сделать человек, чтобы получить удовольствие от туризма, чтобы конкретное туристское мероприятие состоялось, и при том на высоком уровне. Поэтому общая задача педагогического процесса в приложении к туристско-краеведческой деятельности нам видится, прежде всего, в том, чтобы на первом месте был не поход, не экскурсия, а работа вокруг них.
  Человек занимается туризмом именно с целью «потребления». «Производство» же для него не цель, а лишь средство, как бы вынужденная часть занятия туризмом. И тут ему на помощь может прийти коммерческая туристская сфера, которая берет на себя заботы по «производству». Это и есть «плановый» туризм, который за соответствующую плату обеспечивает все, что нужно. Но в работе со школьниками не следует увлекаться плановым туризмом, ведь он имеет явную тенденцию коммерческого подхода к делу, он «болен» неуемным стремлением продавать как можно больше услуг и беспредельно повышать уровень комфортности. Утомленным бизнесменам это, может, и подходит, а учащимся - ни к чему.
  Для решения педагогических задач «производство» туризма не менее значимо, чем его «потребление», т.к. оно удваивает педагогический результат, дает «второй урожай». Поэтому плановый туризм, с точки зрения решения педагогических задач, менее желателен в школе, чем туризм самодеятельный. Сервис планового туризма, удовлетворяя сегодняшним целям по расширению кругозора школьников, в перспективе, по большому счету, не может помочь школе в глубоком и всестороннем воспитании и обучении детей. Это может дать только самодеятельный туризм.
   В туристско-краеведческой работе с учащимися чрезвычайно важно взвешенное сочетание туризма и краеведения. Можно ли вести краеведческую и туристскую работу порознь? Да, можно, но для педагогики лучше их сочетать. Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая, и в любом походе проводятся те или иные наблюдения.
  Но в сочетании туризма (перемещения в пространстве) в доминантной его форме (поход) с познанием края (созерцанием объектов в пути) приоритетным является прохождение намеченного маршрута похода. Маршрут не есть только средство достижения каких-то целей. Он самоценен, он и есть цель похода.
  В то же время для определенного контингента учащихся существу¬ют кружки спортивного туризма. Спортивный туризм отличается тем, что здесь на первое место ставится задача испытать, узнать себя, а не достопримечательности. Здесь цель пожить без благ цивилизации уже не второстепенная, не проходная, а основная, главное намерение. Движение при этом является не печальной необходимостью, а основным смыслом, а задача посмотреть вокруг - вторична.
   Так же и краеведение может быть самостоятельным занятием, может существовать как отдельный вид внеклассной учебно-воспитательной работы. Справедлив афоризм: «Туризм - это краеведение, но краеведение - не туризм». В школьном краеведении сложились ознакомительный (поверхностное краеведение) и исследовательский (глубокое краеведение) подходы, причем право на жизнь имеют оба подхода. Дело заключается в степени интереса детей к предмету. И не надо научному краеведению навязывать спортивные нормы туризма - маршрут, километраж, преодоление естественных препятствий. Серьезную научную работу учащихся трудно соединить со спортивными целями.
   Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем детям, каждому учащемуся. Мало сказать - полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете: «Без странствий не создается ни одна индивидуальность». Поэтому за годы учебы каждый учащийся независимо от его склонностей, желаний, увлечений должен получить некоторую порцию туризма. Одновременно надо учитывать, что часть детей проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес нельзя оставить без внимания.
  Таким образом, для детей должно быть два разных туризма: один в ранге обязательного для всех учащихся («школьный, классный туризм») - минимальный по объему, другой - для любителей путешествовать в виде занятий по интересам в кружках («кружковой туризм»). Оба эти туризма сильно различаются между собой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и, конечно, по контингенту детей. И это необходимо учитывать педагогам и организаторам туристско-краеведческой деятельности.
 
Для слабовидящих
ТОСЭР
«52 выходных дня»
2017 год
  • Год экологии в РФ
  • Год экологии в РБ
Символика
------------------------------------ ------------------------------------ ------------------------------------
Фонд поддержки дет
Наркопост
----------------------------------